Отчет о заседании СЕКЦИИ

«Управление персоналом»

УМО по образованию в области менеджмента, проходившего 24 – 25 мая 2012 года

 В рамках ежегодного совещания УМО по образованию в области менеджмента 24 – 25 мая 2012 г. в ГУУ состоялось заседание секции «Управление персоналом».

В работе секции приняли участие представители более 40 ВУЗов – членов УМО из различных регионов Российской Федерации, а также представители компаний-работодателей, кадровых агентств.

Открыл совещание секции управления персоналом заместитель председателя  УМО по образованию в области менеджмента, проректор ГУУ по развитию УМО, д.пед.н., профессор В.И.Звонников, который определил перспективы деятельности учебно-методического объединения, рассказал об основах разработки моделей измерительных средств для оценки компетенций, выделил основные проблемы, затрудняющие формирование и оценку  компетенций при реализации ООП, а также ответил на вопросы участников совещания.

Выступление заместителя Председателя секции управления персоналом, к.э.н., доцента ГУУ В.Г.Коноваловой было посвящено итогам первого года реализации вузами – членами секции ООП бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Управление персоналом», анализу проблем, возникших при разработке ООП, учебных планов и программ учебных дисциплин.

В рамках совещания секции проводился Учебно-научно-практический семинар «Разработка учебно-методического обеспечение процесса обучения бакалавров и магистров по направлению подготовки «Управление персоналом», ключевыми вопросами которого были проблемы реализации комптентностного подхода в ООП бакалавриата и магистратуры и разработка средств оценки компетенций.

Выступая на семинаре, директор Центра качества Государственного университета управления, д.пед.н., профессор М.Б.Челышкова выделила требования, которые реализация компетентностного подхода в обучении предъявляет к учебным заведениям и преподавателям, обозначила основные методические требования к разработке компетенций и средств их оценки, привела практические примеры оценочных средств.

Начальник информационно-аналитического отдела Центра качества ГУУ, к.пед.н., доцент О.В.Давыдова познакомила участников совещания секции управления персоналом с методикой и некоторыми результатами экспертизы ООП и учебных планов, в т.ч. по направлению подготовки «Управление персоналом», привела примеры типичных ошибок при разработке учебных планов.

Обсуждение перспектив реализации подготовки по направлению «Управление персоналом», проблем реализации компетентностного подхода, возможностей взаимодействия с работодателями было продолжено в выступлениях участников совещания.

На совместном пленарном заседании совещания секции управления персоналом и III Всероссийского кадрового форума «Инновационное управление персоналом» с приветственным словом к участникам обратились заместитель начальника Управления по вопросам государственной службы и кадров Президента России С.Д.Савченко, начальник Управления государственной службы и кадров Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.Б.Корчак, А.В.Сороко, заместитель директора Департамента государственной  службы и кадров Правительства РФ.

Новым подходам к системе управления персоналом было посвящено выступление проректора Омского государственного университета им.Ф.М.Достоевского, д.э.н., профессора В.С.Половинко.

Новый проект Национального союза организаций по подготовке кадров в области управления персоналом» (НаСОУП) «Система карьерно-профессионального развития специалистов по управлению персоналом: отраслевой интернет-портал» подробно представил С.А.Сухарев. Смыслом автоматизированных сервисов Интернет-портала является организация предоставления широкому кругу действительных и потенциальных профессионалов сферы управления персоналом актуальных, по позициям карьерно-профессиональных траекторий, мотивационных, информационных, образовательных, репутационных, рекрутинговых и, в отдельных случаях, финансовых ресурсов для достижения личной успешности в интеграции с задачами развития организаций-членов и Союза в целом.

Руководитель проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Б.Б.Белков рассказал об инициативе АСИ по созданию системы компетенций и квалификации.

Зав. кафедрой управления персоналом Воронежского государственного университета, д.э.н., профессор И.Б.Дуракова. рассказала о первых результатах и проблемах, возникших при организации работы по новому направлению – «Управление персоналом» и разработке учебно-методического обеспечения.

Опытом выпускающей кафедры по организации учебного процесса в академической группе поделилась А.А.Корсакова, зав.кафедрой управления персоналом, зам. Директора института менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Оценка достоинств и недостатков в подготовке молодых специалистов по направлению «Управление персоналом» была представлена в выступлении руководителя проектов развития Ассоциации консультантов по персоналу О.В.Глуховой.

О ресурсах успешного сотрудничества бизнеса и учебных заведений при формировании профессиональных компетенций рассказала руководитель направления  HR-консалтинга  компании «БОСС. Кадровые системы», кандидат пед. наук Н.В.Зунина.

Зав.кафедрой управления трудовыми ресурсами и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, д.э.н., профессор Б.М.Генкин представил участникам совещания анализа потребностей, целей и ценностей студентов, аспирантов и преподавателей вузов России.

Перспективы международного сотрудничества в образования в сфере управления персоналом были представлены в выступлении д.соц.н., профессора кафедры социологии и управления персоналом Санкт–Петербургского университета экономики и финансов Н.Л.Захарова.

О значение конативных механизмов для развития компетентности студентов рассказала к.соц.н., доцент Воронежского государственного технического университета Н.Н.Иванова.

Возможностям использования видео-кейсов для формирования компетенций студентов было посвящено выступление А.П.Филиппенко, зам.директора по учебным программам компания «Решение: учебное видео» (г.Санкт-Петербург).

Об итогах Юбилейного Сибирского Кадрового форума, состоявшегося в год 45-летия кафедры экономики труда,  рассказала к.э.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом Новосибирского государственного университета экономики и управления Ю.А.Масалова, которая также вручила д.э.н., профессору А.Я.Кибанову, д.э.н., профессору И.Б.Дураковой и к.э.н., доценту В.Г.Коноваловой за достижения в образовании, науке и практике в области экономики труда и управления персоналом Почетные Знаки «За вклад в науку о труде в Сибири».

Председатель секции управления персоналом, д.э.н., профессор А.Я.Кибанов рассказал о новых возможностях взаимодействия вузов с работодателями с целью совершенствования технологий обучения, которые открывает создание Национального союза организаций по подготовке кадров в области управления персоналом» (Национальный союз «Управление персоналом», НаСОУП).

Итогом совещания секции управления персоналом стали следующие рекомендации:

  1. Признать необходимым разработать «Профессиональной стандарт специалистов в области управления персоналом», отражающего реальные требования работодателей, как основы для разработки образовательных программ и использовать с этой целью формы взаимодействия вузов и работодателей при разработке указанного стандарта.
  2. Объединить усилия членов секции «Управление персоналом» с целью разработки новых совместных учебников и учебных пособий, учебных фильмов, мультимедийных учебных материалов, средств оценки сформированности профессиональных компетенций.
  3. Обобщить опыт вузов по использованию инновационных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой, в том числе безлекционных форм обучения, с целью формирования и оценки профессиональных компетенций обучающихся.
  4. Развивать взаимодействие с работодателями в ходе реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Управление персоналом» (практики, выполнение курсовых проектов и работ, выпускные квалификационные работы) с целью усиления практической направленности обучения, реализации компетентностного подхода.
  5. Разработать мероприятия по организации дистанционного обучения студентов и слушателей;
  6. Решением Коллегии Минобразования от 25.01.2011 г. (протокол №ПК-2 вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили ООП бакалавриата, однако,  с целью упорядочивания их состава, создания «банка профилей» и включения профилей в список рекомендуемых, считаем необходимым, чтобы вузы-члены секции управления персоналом согласовывали с руководством секции предлагаемые к введению профили.
  7. Признать положительным опыт создания Национального союза «Управления персоналом», открывающим дополнительные возможности совершенствования обучения по направлению подготовки «Управление персоналом».
  8. Признать актуальным и рекомендовать обеспечить дальнейшую реализацию проекта НАСОУП «Система карьерно-профессионального развития специалистов по управлению персоналом: отраслевой интернет-портал».