Отчет о заседании СЕКЦИИ

«Управление персоналом»

УМО по образованию в области менеджмента, проходившего 30 – 31 мая 2011 года

С целью совершенствования деятельности в области подготовки специалистов по управлению персоналом, усиления собственного научно-методического потенциала участников на основе развития прямых межвузовских связей, обмена опытом применения современных технологий в учебном процессе 30 – 31 мая 2011 г. в ГУУ было проведено очередное совещание секции УМО «Управление персоналом» и учебно-научно-практический семинар «Разработка учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров и магистров по направлению «Управление персоналом»: программы учебных дисциплин, методические указания по выполнению курсовых проектов (работ), программы практик, методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ, учебники, учебные, учебно-методические и учебно-практические пособия».

Выступление на семинаре директора Центра качества ГУУ, д.пед.н., профессора Челышковой М.Б. было посвящено проблемам перехода на новые стандарты уровневой системы подготовки, в частности, реализации компетентностного подхода в ООП, установления взаимосвязи компетенций и дисциплин учебного плана, выделении кластеров компетенций, разработки инновационных средства оценки сформированности компетенций.

Начальник информационно-аналитического отдела Центра качества ГУУ, к.пед.н., доцент Давыдова О.В. рассказала об особенностях, возможностях и типичных ошибках применения модульной системы и системы зачетных единиц при формировании основных образовательных программ по направлению подготовки «Управление персоналом».

Обсуждение учебно-методического обеспечения реализации ООП по направлению «Управление персоналом» было продолжено в выступлениях участников совещания – представителей ведущих вузов России.

Проблемные вопросы реализации новых образовательных стандартов по управлению персоналом затронул в своем выступлении, в частности, трудности закрепления общекультурных и профессиональных компетенций за дисциплинами учебного плана, затронул в своем выступлении декан экономического факультета Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), д.т.н., профессор А.Г.Буймов, призвав собравшихся продолжать работу на совершенствованием ГОС ВПО по направлению «Управление персоналом».

Зав.кафедрой экономики труда и управления персоналом Байкальского государственного университета,  д.э.н., профессор Озерникова Т.Г., поделилась опытом разработки образовательных программ бакалавриата и магистратуры по управлению персоналом, остановившись, в частности, на следующих вопросах: 1) учет мнений работодателей при разработке учебного плана бакалавриата по управлению персоналом; 2) подготовка к разработке учебных пособий для бакалавриата и магистратуры.

Опыту и проблемам двухуровневой подготовки студентов по программам управления персоналом было также посвящено выступление зав.кафедрой управления персоналом Воронежского государственного университета, д.э.н., профессора Дураковой И.Б. В выступлении было подчеркнуто, что работодатель в настоящее время предъявляет очень высокие требования к специалистам по управлению персоналом и нередко уже опережает в своих требованиях учебные заведения, готовящие таких специалистов. В практике управления персоналом, как было отмечено в выступлении, проявились в последние годы новые тенденции (внутренний маркетинг персонала, переход значительной части функций управления персоналом линейным менеджерам, аутсорсинг управления персоналом  и пр.), которые также должны найти отражение в программах подготовки бакалавров и, особенно, магистров в соответствующей области. Дуракова И.Б. поделилась также опытом взаимодействия вуза с работодателями при организации студенческих практик, подготовки и защиты выпускных квалификационных работ, проведения кадровых форумов.

Выступления зав.кафедрой управления персоналом Уральского государственного горного университета, к.ф.н., доцента Ветошкиной Т.А. было посвящено разработке и применению активных методов обучения при реализации основных образовательных программ по направлению подготовки «Управление персоналом». Ветошкина Т.А. поделилась опытом использования активных методов обучения, в частности, видеокейсов, а также привлекла внимание собравшихся к необходимости расширения повышения квалификации преподавателей в области применения активных методов обучения, в т.ч. по линии УМО.

Руководитель направления HR-консалтинга ЗАО «БОСС. Кадровые системы», к.пед.н. Зунина Н.В. рассказала об использовании специализированного программного обеспечения как инструмента формирования профессиональных компетенций студентов в рамках дисциплины «Информационные технологии управления персоналом». Зунина Н.В. представила также интересное предложение компании «БОСС. Кадровые системы» – бесплатную версию БОСС-Кадровик Express, при использовании которой вузы получают возможность обучать студентов применению средств автоматизации для управления практически всеми кадровыми бизнес- процессами, существующими в системе управления персоналом предприятий и организаций.

Заместитель Председателя секции «Управление персоналом», зам.зав.кафедрой управления персоналом ГУУ, к.э.н., доцент В.Г.Коновалова представила методические материалы по разработке паспортов компетенций, программ учебных дисциплин, программ учебной и производственной практик, которые следует учитывать вузам при подготовке методического обеспечения своих основных образовательных программ.

Зав.кафедрой управления персоналом Сибирской академии государственной службы (г.Новосибирск), к.ф.н., профессор Аверченко Л.К. рассказала о возможностях и проблемах использования дистанционной педагогики при реализации образовательных программ по направлению «Управление персоналом», об опыте разработки и использования электронных УМК.

Зав.кафедрой управления трудовыми ресурсами и социальными процессами, заслуженный деятель науки РФ Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета д.э.н., профессор Генкин Б.М. вовлек участников совещания в обсуждение проблем доказательности и практики использования теорий мотивации, а также возможностей применения методики анализа качества жизни студентов и преподавателей вузов России.

Зав.кафедрой социологии и управления персоналом Новосибирского государственного университета экономики и управления, д.э.н., профессор Сотникова С.И. рассказала об итогах 4-го Сибирского кадрового форума, который собрал в этом году более 500 участников (18 команд из 11 городов России) и включал проведение школьной и студенческой олимпиад, научно-практическую конференцию, серию мастер-классов. Проект «Сибирский кадровый форум» удостоен большой золотой медали Международной образовательной выставки (г.Новосибирск, 2011 г.).

Зам.зав.кафедрой по научной работе ГУУ, к.э.н., доцент Ловчева М.В. рассказала об итогах 2-го Всероссийского межвузовского кадрового форума «Инновационное управление персоналом», который проводился в мае 2011 г. в ГУУ.

В совещании и учебно-научно-практическом семинаре приняли участие представители 40 вузов из всех регионов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Братска, Владивостока, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Иркутска, Казани, Кемерово, Краснодара, Курска, Новгорода, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Орла, Пензы, Перми, Петрозаводска, Ростова на Дону, Рязани, Самары, Саратова, Сургута, Тольятти, Тулы, Тюмени, Ульяновска, Челябинска, Якутска и др.

 По итогам совещания секции управления персоналом было принято решение, которое включает, в частности, следующие положения:

  • одобрить деятельность Совета секции управления персоналом по развитию и учебно-методическому обеспечению подготовки специалистов по управлению персоналом при переходе на уровневую систему подготовки по направлению «Управление персоналом»;
  • для дальнейшего развития разработки методического обеспечения реализации ООП по направлению «Управление персоналом» и активного вовлечения в эту работу вузов – членов секции сформировать следующие межвузовские рабочие комиссии:
  1. по разработке учебников и учебных пособий;
  2. по модулям и учебным планам;
  3. по программам базовых дисциплин профессионального цикла;
  4. по программам практик;
  5. по самостоятельной работе студентов;
  6. по курсовому проектированию;
  7. по выпускным квалификационным работам;
  8. по средствам оценки компетенций;
  9. по мультимедийным пособиям и учебным фильмам;
  10. по межвузовским кадровым форумам;
  • поручить председателям комиссий организовать работу по обобщению и доведению до членов секции «Управления персоналом» передового опыта, накопленного вузами по соответствующим направлениям.